Четверг, 25.04.2024, 14:39

СОБАКИ И КОШКИ
ЛОШАДИ, ГРЫЗУНЫ, ПТИЦЫ
Санкт-Петербург
Лишнее "спасибо" улучшает карму ))

Главная Регистрация Вход Каталог
Регистрируясь на форуме посетите раздел - О форуме - Правила. Добро пожаловать. Приветствую Вас, Гость · RSS
ВПЕРВЫЕ НА ФОРУМЕ? ЖМИ ТУТ!
подтверди e-mail - кнопка "мой профиль" наверху
! · [ Новые сообщения · Участники · Поиск · RSS · ]

  • Страница 1 из 108
  • 1
  • 2
  • 3
  • 107
  • 108
  • »
Модератор форума: мойдодыр  
Форум » хобби, события, общение - жизнь форумчан! » география форума » Моя Москва. (Таганка.)
Моя Москва.
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 20:15 | Message # 1
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

Моя Москва

Живём мы с лайкой Казаном, шиншиллой Чильяном и двумя монгольскими песчанками Чойбалсаном и Курултаем, моим мужем и дочкой в одном из старейших районов города Москвы на Таганке. Эти стихи написаны про нас:
А из нашего окна – площадь Красная видна. Наш дом расположен в двух троллейбусных остановках от Кремля. Часть Кремля, хорошо видна из нашего окошка. Живём мы на девятом этаже четырнадцатиэтажного дома, на самом верху Швивой горки, на берегу Москвы-реки.

Расскажу немного о нашем микрорайоне, об улицах по которым мы почти каждый день гуляем с лайкой Казаном. Расскажу, потому что живу в уникальном историческом месте, практически в самом сердце Москвы.

Справка

Тага́нский — район Центрального административного округа Москвы. Расположен к востоку и юго-востоку от исторического центра города — Зарядья и Китай-города, по левому (северному) берегу реки Москвы. Площадь — 791,6 га,[1], численность населения — 109,4 тыс. человек (постоянного — 86,3 тыс. человек).[2]

Территория района, заселявшаяся с запада на восток, начиная с рубежа XIV—XV веков[3], включает основанное в XIII веке[4] Крутицкое подворье. В XVII веке в районе сложилась система слобод ремесленников и хлебопашцев, а во второй половине XVIII возник центр старообрядчества — Рогожская слобода.

Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой, располагавшейся на месте современных Радищевских улиц близ Таганской площади. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы — треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы.
Википедия.

Таганка - это местность, находящаяся на вершине одного из семи холмов, на которых стоит град Москва (Боровицкий, Трехгорный, Воробьевы горы, Тверской, Лефортово и Сретенский). Таганка находится в юго-восточной части центра Москвы, между рекой Яузой и рекой Москвой. Название произошло от дворцовой Таганской слободы, которая возникла в 16 веке, и находилась в Земляном городе, в районе современной Верхней Радищевской улицы. Таганская слобода была заселена ремесленниками, изготовлявшими таганы (подставки для котлов).

Таганская площадь

всегда была старым ремесленным и торговым районом Москвы. Но Таганская площадь неоднократно перестраивалась и реконструировалась. Так, например, после пожара 1812 года, как писали современники: "Таганскую площадь можно было не узнать". В конце 16 века здесь построили Таганские ворота, которые прорезали Земляной вал, опоясавший к тому времени. Они были названы Таганскими также в честь дворцовой Таганской слободы, находившейся здесь. За земляным валом от Таганских ворот веером расходились дороги к ближним монастырям и городам, расположенным к востоку, юго-востоку и югу от столицы - Владимиру, Нижнему Новгороду, Рязани, Коломне и др. Со временем торговые ряды были разобраны, и в 1960-х годах под Таганской площадью был проложен тоннель. Сейчас же перед нашим взором предстает не Таганская площадь, а просто крупная транспортная развязка.

Московский театр драмы и комедии на Таганке

К 1982 году неправильный треугольник между Верхне-Радищевской улицей, Верхне-Таганским переулком и Земляным валом оказался всецело во владении Московского театра драмы и комедии на Таганке. Эта земля имеет старую и интересную историю. Так, например, именно здесь в 16 веке стояли Таганские ворота. На месте нынешнего театра находились торговые ряды. Но в 1833 году был построен Прокофием Мушниковым угловой двухэтажный дом с двумя входами. В начале же 20 века новый владелец кандидат прав Чижов перестроил этот дом в торговый, который в советское время превратился в банковское здание. Как мы можем судить, здание неоднократно перестраивалось, поэтому внутренность не представляет особого интереса, и в 70-х годах нашего столетия здесь даже находился магазин кулинарии. В 1912 году по плану и чертежам архитектора Т.Гельриха для московской купчихи Д.И.Платовой в качестве "электротеатра" был построен в стиле неоклассицизм кинотеатр "Вулкан". После революции здесь в годы гражданской войны работал Рогожско-Симоновский театр, а иногда давала спектакли студия Вахтангова. В середине 20 века здесь работал так называемый опытно-героический театр. С 1922 года здание долго использовалось для студии, а потом для филиала Малого театра. Через год после Великой Отечественной войны в этом здании был организован "Театр драмы и комедии". А уже в 60-х годах здесь возник практически новый театр из выпускников Щукинского училища во главе с Ю. Любимовым, получившим современное название "Московского театра драмы и комедии на Таганке". И именно в эти же годы театр получил свою знаменитую эмблему красный квадрат. Сейчас театр разделился и напоминает своеобразную коммунальную квартиру, где справа, на старой сцене, заведует своей труппой Ю.Любимов, а слева, на новой сцене, которая была построена в 80-х годах архитектором Анисимовым, театр "Содружество актеров Таганки", под руководством Н.Губенко.

Итак наш маршрут с лайкой Казаном обычно пролегает либо по Гончарной улице, ниже рассказ о ней, либо по первому Котельническому переулку по набережной Москвы-реки к Высотному дому, расположенному на Котельнической набережной. Внутри Высотки есть большая собачья площадка на которой мы и гуляем с Казаном почти каждый день, ни много, ни мало – 15 лет.

К Гончарной улице прилегает Швивая горка. Вот по ней-то нам и нужно спуститься с Казаном, чтобы попасть на «песодром»




http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 20:16 | Message # 2
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

Швивая горка.

«До революции 1917 года на месте нынешней Гончарной улицы были две - та же Гончарная и Швивая Горка, которые в советские времена носили имя революционера В. Володарского (Моисея Гольдштейна), убитого в 1918 году в Петрограде эсерами. Старая улица Швивая Горка была названа так же, как холм, загороженный ныне со стороны центра столицы высотным зданием на Котельнической набережной и находящийся при впадении Яузы в Москву-реку.

Исконное название этой горки-холма - Вшивая. Оно было заменено на непонятное, но, видимо, более приличное не так давно, а прежде улицу на этом одном из семи холмов Москвы именовали Вшивогорской или Вшивоедской. Название это, скорее всего, связано с насекомыми, живущими на капусте. Капустная вошь причиняла немало вреда огородам, которые в старину располагались на склонах холма. Теперь неблагозвучное название вряд ли вернется на карты Москвы». краевед Николай МОРОЗОВ:

Горка, на которую нужно взойти, чтобы добраться до Таганки с набережной Москвы-реки, сносит название Вшивой. Очень неприглядное и очень неудобное название, с которым пыталось справиться не одно поколение историков. Объясняли, что правильно называть горку то "Швивой", то "Ушивой" - но здесь не селились ни портные, ни цирюльники. На Гончарной улице стояла слобода гончаров, у Котельнической набережной - котельников (тонкая специализация: дальше, на Таганке, жили изготовители подставок под котлы, таганов). Так что горка по-прежнему вшива, как и столетия назад.

Если же мы отправляемся по Гончарной улице, то проходим Мимо Афонского подворья.

Афонское подворье - Храм Никиты Мученика на Швивой Горке, Гончарная улица

Здесь размещается подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря.
Храм Никиты Мученика на Швивой Горке построен в 1595 купцом С.Е. Вагиным «по челобитью боярина Дмитрия Годунова». Сооружена на подклете более раннего храма, впервые упомянутого в летописи под 1534

Гончарная слобода Располагалась на левом берегу р. Яузы, близ её устья, на Таганском холме (в Заяузье). Возникла в XVI в. как поселение гончаров (отсюда название). Название сохранилось в наименовании Гончарной улицы, Гончарных переулков и Гончарной набережной.

Церковь Успения пр.Богородицы, что в Гончарной Слободе (1634)
По первому Котельническому переулку мы частенько с Казаном спускаемся на набережную Москвы реки мимо храма Николая Чудотворца.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке».



http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ


Post edited by kazan - Вторник, 01.04.2008, 20:19
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 20:20 | Message # 3
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

В Москву-реку впадает ещё одна речка Яуза. Высотка стоит на слиянии двух рек.

Река Яуза

Яуза - крупнейший приток Москвы-реки в пределах города. Длина ее составляет 48 км., а в черте города - 29 км. В старину (до 18 в.) Яуза была частью Великого торгового пути от Балтики на Волгу и через Каспии далее в Персию. Также существовал проход на Оку и Клязьму через Яузу, что сокращало водный путь на несколько сот километров. В 1930-е годы русло реки Яузы было выпрямлено и расширено почти вдвое, позже были построены гранитные набережные. Это место примечательно еще тем, что в 13 веке здесь проходила торговая дорога от Москвы в Коломну, по которой в 1380 году Дмитрий Донской провел свои войска, направляясь на Куликово поле. Также здесь 17 в. стояла церковь Стефана Архидиакона на Швивой горке, известная с 1625г., но, к сожалению, она была снесена в 1932г. Теперь на ее месте сквер, а в сквере стоит белокаменный крест, надпись на котором гласит: "На сем месте будет воздвигнут памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому - защитнику земли Русской. В лето 1992г. сентября 25 дня".

Котельническая набережная

Она была так названа по слободе дворцовой - котельной (котельничье). Мастера-котельники, жившие здесь, делали не только котлы, но и всевозможную металлическую посуду, в основном из меди и бронзы. Часто эти места называют котельниками - именно в честь слободы.

Дом 14 на Котельнической

В 1947 году на 800-летие Москвы было решено построить 8 высотных зданий, т. е. каждому веку соответствует одна высотка. Они должны были выявить центр, ядро столицы. Но, к сожалению, было построено только 7 высоток, 8-е, в районе Зарядья, не было построено: МГУ, гостиницы "Украина" и "Ленинградская", МИД на Смоленской площади и административное здание на Лермонтовской площади, 2 жилых дома на Кудринской площади, бывшей Восстания и на Котельнической набережной. Это здание примечательно тем, что оно было построено самым первым в Москве в 1948 - 1952гг. архитектором Д.Н.Чечулиным, А.К.Ростковским и инженером А.М.Гохманом. Оно состоит из 26 этажей, первые 5 этажей облицованы гранитом. Высота центральной части - 176 м. 26-этажный центральный объем, увенчанный обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами - окружают 3 более низкие башни (22 этажа) и боковые крылья (11 этажей). В венчающей части здания располагаются непомерно большие обелиски, издали образующие своеобразную корону. В доме находится около 700 квартир, несколько магазинов и кинотеатр "Иллюзион". Так же здесь жили композиторы Б.Мокроусов и В.Мурадели, писатель К.Г.Паустовский, академики-историки М.Тихомиров и Е.Жуков, кинооператор и режиссер Р.Кармен, балерина Г.С.Уланова, известный артист МХАТа П.В.Массальский, художник А.Пластов и др. Сейчас же здесь живут Зыкина, Ширвиндт и другие известнейшие люди нашего времени. Когда решили построить 8 высоток, было очень много разговоров и споров вокруг этой проблемы, и Юрий Нагибин сказал по этому поводу: "Думается, смотровая площадка помогла решению давнего и некогда ожесточенного спора: насколько уместны в Москве высотные здания? Я принадлежал к числу решительных противников этих полунебоскребов. Но, положа руку на сердце, как естественно и необходимо вписываются они в силуэт Москвы! Более того, они-то и создают этот характерный силуэт, отлично уживаясь со златоверхим Иваном Великим, колокольней Новодевичьего монастыря и Меньшиковой башней - старыми московскими вершинами. Вот это надо помнить, когда заходит речь о смелых нововведениях: то, что кажется неприемлемым сегодня, завтра может стать естественным, как дыхание". Но, однако, эта высотка, которая так естественно вписывается в силуэт Москвы, по мнению Нагибина, закрыла собою один из прекраснейших видов Москвы, который открывался с вершины Швивой горки.

Сталинская Высотка на Котельнической набережной

Центральный административный округ, район Таганский. Котельническая набережная, дом 1/15. Дом-мечта. Количество этажей - 32. Высота - 176 метров. Архитекторы этой 55-летней диковинки Андрей Ростковский и Дмитрий Чечулин расположили свой шедевр на слиянии двух рек. Он замкнул перспективу русла Москвы-реки с противоположной стороны у устья реки Яузы. В ярусной композиции здания с видом на Кремль центральный 26-этажный объём, увенчанный обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами, фланкируют три более низкие башни и боковые крылья. В здании размещены 700 квартир, магазины, кинотеатр «Иллюзион». Во дворе - прекрасный парк.

Этот дом изначально предназначался для творческой элиты. В нем проживали и проживают с семьями скульпторы, художники, писатели, артисты, черпающие в этих местах вдохновение.

Сколько в доме квартир, точно не знает никто

Высотка на Котельнической всегда славилась не только именитыми обитателями (здесь в разное время жили режиссер Иван Пырьев со своей женой - актрисой Мариной Ладыниной, великая Фаина Раневская, гениальная Галина Уланова, композитор и большой шутник Никита Богословский, всенародные любимицы актрисы Клара Лучко и Лидия Смирнова), но еще и своими маленькими и большими тайнами.

Когда будете вбивать гвоздь или сверлить дырку, не пугайтесь, если попадете в скелет. Это зэки, строившие наш дом, замуровали в стену ненавистного им прораба - примерно так "коренные" жители вводят в краткий курс местной истории новичков, купивших себе квартиру в знаменитом высотном комплексе, расположенном в 900 м от Кремля, на слиянии Яузы с Москвой-рекой.

Дом и в самом деле возводили заключенные. Жили они совсем как современные гастарбайтеры - в квартирах, которые сами же и строили. Подъезд сдавался, тут же заселялся, а рабочие уходили отделывать следующий.

Софья Николаевна Перовская, правнучка брата знаменитой революционерки-террористки и председатель местной территориальной общины (в советском прошлом - домкома), вспоминает, как в 1954?м поселилась в доме: "Когда мы приехали, у нас на окнах на 5-м и 8?м этажах, где были большие карнизы, стояли решетки, чтобы не могли выбраться заключенные. После работы они собирались на гараже во дворе нашего дома и пели свои песни".

Высотка на Котельнической умеет хранить свои секреты. Даже о том, сколько в этом доме квартир. Одни пишут, что их немногим более 700, другие - что почти 800.

- Брехня, - реагирует Софья Николаевна.

- А сколько их?

- Точно никто не знает. У нас есть квартиры сдвоенные и строенные. Как они сейчас числятся, не известно.

Списки новоселов корпуса "А" подписывал лично Берия

Никогда особо не афишировалось, что бок о бок с блестящей компанией актеров и режиссеров, академиков и лауреатов в доме на Котельнической, точнее, в его 11-этажном крыле "А", протянувшемся вдоль Москвы-реки, проживал совершенно особый контингент - чекисты. Хотя старожилы уверяют, что "чекистский корпус" - никакая не высотка, а бодро облицованная под высотный дом и "пришитая" к нему коммуналка - с другими окнами, слабыми стенами, более низкими потолками и без лепнины. Все это - чистая правда. Строительство высотной части комплекса на Котельнической стартовало в 1949-м. А корпус "А" начали строить еще до войны: его первые подъезды заселили в 1942?м. Возвело дом ведомство всемогущего Берии - говорят, он лично подписывал списки новоселов. В доме, кроме генеральских квартир, действительно было полно коммуналок для младших офицеров, расселить которые удалось только в 1980-е годы, во время капремонта.

Самое интересное, что свои зоны для спецслужб и военных в изобилии существовали и в высотной части дома на Котельнической, и в его 11-этажном корпусе "В", выходящем на Яузу. Так, на последнем этаже 1-го подъезда корпуса "В" имелась "спецквартира" совершенно загадочного назначения. Прямо под ней, в просторной квартире N 27, до недавнего времени размещалось общежитие Генштаба. Под ним - еще одна хитрая квартира, находящаяся "в федеральном пользовании": по сведениям жильцов, в одной из ее "секретных", полностью изолированных комнат располагалось какое-то спецоборудование.

Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой"

По удельному весу знаменитостей, приходящихся на 3,5 гектара занимаемой земли, высотка на Котельнической и сегодня не знает себе равных. Здесь соседствуют внук и тезка Феликса Дзержинского, поэт Андрей Вознесенский, прозаик Василий Аксенов, актер и режиссер Александр Ширвиндт, певица Людмила Зыкина и масса других весьма известных людей. По слухам, одна из последних звезд, решивших поселиться на Котельнической, - телеведущий Дмитрий Нагиев. Не так давно стал обладателем одной из здешних квартир автор и исполнитель незабвенного эмигрантского шлягера "Небоскребы, небоскребы" Вилли Токарев. После чего обратился к московским властям с просьбой разрешить ему использовать еще и одно из подвальных помещений дома - под студию. Власти были не против, но у певца неожиданно нарисовался деловой конкурент - кавказец. Решили судьбу спорного подвала жители, поддержавшие Вилли Токарева - хоть и эмигрантский шансонье, но свой. Там теперь и записывает свои новые песни певец.

После того, как в 1998-м ушла из жизни Галина Уланова, ее квартира N 185 в центральной части пять лет простояла опечатанной. Казалось, что идея сделать из нее музей провалилась. Ходили слухи, что 140 метров полезной площади приглянулись большому чиновнику из Мин-имущества. Однако скептики ошибались - квартиру все-таки удалось сохранить как музей. Сегодня любой может прийти сюда и посмотреть, как жила великая балерина.

"Сегодняшние хозяева жизни скупают у испуганных потомков по нескольку квартир на этаже"

"Я обменялся сюда случайно лет сорок назад. Это микрогород, отданный когда-то Сталиным под заселение самым-самым... Сейчас картина с точки зрения личностной мощи, конечно, пожиже, но зато сегодняшние хозяева жизни скупают у испуганных потомков по нескольку квартир на этаже, соединяют в витиеватые архитектурные ансамбли и обитают в этих лабиринтах, боясь не отличить при реконструкции несущую стену от ненесущей. И вот бедные стены нашего дома несут на своих древних плечах груз ответственности за безнадзорность.

Не все, конечно, из старой гвардии сразу решаются и, сидя на пенсии с поджатыми от ненависти губами, отбиваются от заманчивых предложений. Одной из последних сдалась моя давнишняя подруга-соседка, вдова крупного генерала. "Никогда, ни за что я не пущу в родные стены эту шпану!" - всякий раз восклицала она при нашей встрече. А недавно тихо остановила меня во дворе и стыдливо сказала: "Александр Анатольевич, продаю! Мне их рекомендовали верные люди. Они и внешне не похожи на "этих", - она указала рукой куда-то вообще. - Но я хотела у вас спросить, не могли бы вы помочь найти мне евреев для ремонта? Они поставили такое условие. Я в растерянности..." Пока я дотумкал, что они требуют от нее евроремонт, прошло некоторое время".

Из книги Александра Ширвиндта "Schirwindt, стертый с лица земли"

"Именно зэки и начинали стройку"

"Еще в самом начале строительства Яузской высотки по соседству, на Швивой горке, возник и распространился под эгидой гэбэ большой лагерный пункт. Собственно говоря, именно зэки и начинали стройку, и для этого их не надо было гнать издалека; везти вагонами или фургонами; просто открывались ворота в глухом заборе, и из зоны выходило нужное количество рабсилы, чтобы спуститься со Швивой горки в котлован.

Строительство высотки вроде было уже закончено, въехали и расселились высокопоставленные жильцы, а концлагерь по соседству продолжал существовать. Во-первых, не все еще работы были завершены, например, самая высотная часть центрального корпуса, Башня, еще не была доведена до ума, и туда каждое утро из-под земли на спецлифте поднималась отобранная бригада. Во-вторых, за годы строительства в Таганском ОЛПе сформировалась группа самых изощренных на всей планете заключенных строителей небоскребов, и гэбэ не торопилась ее распускать. В-третьих, с лагерями ведь вообще какое дело: построить их гораздо легче, чем разобрать".

Из романа Василия Аксенова "Москва ква-ква"

Фото Василия Аксёнова у меня нет, зато у меня есть фото его собаки пекинеса Пушкина




http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ


Post edited by kazan - Вторник, 01.04.2008, 20:23
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 20:24 | Message # 4
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

Теперь немного расскажу о самой Гончарной улице. Почему она так называется? Чем она знаменита.

Гончарная улица

Название Гончарной напоминает о находившейся здесь еще в 16в. Гончарной слободе, населенной мастерами - гончарами. Не случайно место для слободы было избрано на берегу реки: горны и обжигательные печи представляли большую опасную, а близкая вода давала больше возможности бороться с нечаянно возникшим пожаром. Раньше часть Гончарной улицы до 2-го котельнического переулка называлась улицей или переулком Швивая горка. Существует несколько объяснений такого странного названия:
- название произошло от искаженного слова "вшивый", так эту улицу называли за грязь и неопрятность низины у подножия "горки" - крутого склона долины реки Яузы
- по другой версии название произошло от искаженного слова "ушивый", "ушивая горка", т. е. это горка, покрытая ушем - колючей травой, тернием
- некоторые же считают, что она так названа по слову "шив", что у языческого народа мокошь означало солнце.

Гончарная улица, 12

Раньше участок, на котором стоит усадьба Тутолмина, в начале 18в. принадлежал Строгановым. Этот дом был построен еще в Петровское время сыном "именитого человека" Строганова Александром. Новая петровская знать выдвигалась на первые роли, и для нее требовались роскошные резиденции: тогда в Немецкой слободе строился дворец для Франца Лефорта, а, напротив, на другом берегу Яузы, целая усадьба для Федора Головина. Но дворец Строганова был под стать им. Так писал Берхгольц в своем дневнике: "Нельзя не удивляться, как великолепно живет молодой граф Строганов, отец которого был не более, как богатый крестьянин, он не только, по здешнему обычаю, всегда имеет роскошный стол, хорошо одевается и щеголяет экипажами, но и держит собственную труппу музыкантов… Дом его один из лучших в Москве как по красоте, так и по месторасположению". Но в конце 18в. палаты перешли от графа Строганова к его дочери, княгине В.А.Шаховской, и возможно, что тогда они разбирались, потому что в 1769г. в газете "Московские ведомости" объявлялось о разборке "каменного трех этажах дома, который наперед сего Строганов, до фундамента". На этом месте во второй половине 18в. стало строится новое здание, надо думать, превосходящее Строгановское. В начале 1770-х гг. В.В.Суровщиков, один из самых богатых купцов в Москве, возводит строгое трехэтажное строение с полукруглым, ограниченным крыльями флигелей, двором, а наверху поставили бельведер, откуда была видна вся Москва. Но в начале 19в. дом стал принадлежать генерал-аншефу Т.И.Тутолмину, бывшему в 1806-1809 гг. московским главнокомандующим. Он также занимался перестройкой дома, о чем упоминалось в "Историческом путеводителе" по Москве 1831г. От Тутолмина дом перешел к брату знаменитого екатерининского и Павловского сановника графу И.А.Безбородко. В 1812г. дом сгорел и долго стоял неотделанным, пока его не купили некие Гомзяков и Юркевич и перепродали одному из текстильных московских магнатов - Тимофею Васильевичу Прохорову, решившему открыть здесь нечто невиданное еще в Москве - фабрику-школу. Поэтому это здание претерпело огромный ремонт. Здесь были построены специальные комнаты для учеников, для учителей, также рабочие классы, где подопечные практиковались и т.д. Фабричное производство продолжалось здесь до 1850г., а потом дом стал обычным доходным, сдававшимся и под квартиры, и под различные учреждения. В1903-1904 гг. архитектор Шервуд по заказу тогдашней владелицы Ярошенко надстраивает этот дом двумя этажами, ломает крылья флигелей, делает многочисленные пристройки. В конце 1930-х гг. бывший дворец значительно перестраивается и теряет остатки былого великолепия.

Гончарная улица, 16

Усадьба Рахманова.

Этот дом часто называют усадьбой Клаповской по фамилии последней владелицы, но было бы правильнее называть ее по фамилии купца И.С.Рахманова, выстроившего этот дом к 1816г., с включением в него и старых одноэтажных палат. Примерно в то же время строятся 2 каменных флигеля, объединенных в 1820 г. оградой. В 1830-х гг. владельцем усадьбы становится Петр Молошников, чей вензель из переплетенных букв "П" и "М" виден в тимпане фронтона главного дома. Раньше бывшую усадьбу занимал "дом научного атеизма", сейчас же здесь находится "Центр Духовного Наследия".

Гончарная улица, 23

Особняк Н.А и И.С. Андре.
(1912г., архитектор С.Ф.Воскресенский)

Это асимметричная, двухэтажная, неоклассическая постройка, изысканный лепной декор которой и принцип ордерного оформления явно навеяны образом классических зданий этого района Москвы, в частности его центральным ансамблем - усадьбой Баташева. Вход в правой части фасада фланкирован коринфскими колоннами, что очень украшает здание.

Ватин переулок

До 1922г. переулок назывался Б.Никитским, но потом его переименовали в Ватин. Название произошло от искаженной фамилии торгового человека Саввы Емельянова, сына Вагина, который некогда здесь проживал.




http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 20:25 | Message # 5
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

1й Котельнический переулок, 3

Дом И.В.Милякова (17в.)

Это здание примечательно тем, что оно сохранило в своей фасадной композиции знаки перестроек трех веков. Первоначально оно имело проездную арку, и сейчас сохранившуюся в центральной части фасада. Но что же еще принадлежит разному времени? Обрамление крайнего правого окна первого этажа замковым камнем характерно для барочных построек первой половины 18в. Шестиколонный пилястровый портик с вертикальными оконными нишами относится ко второй половине 18в., ко времени классицизма, его лепной декор, так же как и бокового фасада, дополнен в период позднего классицизма середины 19в. Наконец, треугольный эркер в правой части главного фасада - типичная деталь второй половины 19в.

А ещё, по 1му Котельническому переулку стоит школа, в которой училась моя дочка и в которой я сейчас занимаюсь на курсах английского языка.

2й Котельнический переулок

В этом переулке стоит несколько домов. Наш дом, нотариальная контора и ещё парочка офисных зданий.

3й Котельнический переулок

Очень маленький, всего два дома. Судмедэкспертиза, ещё один зашифрованный дом и помойка.

4й Котельнический переулок

Здесь обитает Татарское полпредство. Более ничего занимательного.

5 й Котельнический переулок
Особняк Зиминых

В 5ом Котельническом переулке, почти на углу с Гончарной улицей, стоит произведение известнейшего в начале нашего столетия архитектора. Это особняк (дом №9) представителя богатой купеческой семьи Зиминых, построенный в 1911г. В.Д.Адамовичем, известного домом Второва на Спасопесковской площади, виллой "Черный лебедь" в Петровском парке и т.д. Это характерно московская неоклассическая постройка. Фасад, обращенный к улице, симметричен, он выделен центральным ризалитом с тремя арочными окнами. На этом фасаде обращают на себя внимание рельефные композиции медальонов и ваз под боковыми окнами второго этажа. Над входной дверью сохранился металлический зонтик, стилизованный в классических формах.

Заяузье как и Замоскворечье издавна было купеческим районом Москвы, поэтому здесь мы можем увидеть типичные купеческие постройки:

Рядом с Гончарной улицей, а точнее параллельно ей, проходят Верхняя и Нижняя Радищевские улицы.

Верхняя Радищевская улица, 18

Дом купца П.Жегалкина (1781-нач 19в.) Простой благородный фасад дома близок к образцовым проектам начала 19 века. Сохранились отдельные интерьеры парадной анфилады с прекрасными росписями потолков, а также другие элементы их отделки - печи, двери, лестницы и т.д.

Верхняя Радищевская улица, 8 строение1
Дом Е.М.Кулакова (первая треть 19 века)

Классицистическое П-образное в плане сооружение, декорированное в формах эклектики. Все это придает постройке облик провинциальности.

Верхняя Радищевская улица, 1

Дом купца П.Ф.Дранищева (1790-е годы, начало 19 века)

Небольшой изящный классицистический домик с лепной декорацией второго этажа. Слегка намеченный в плоскости стены центральный выступ главного фасада, обращенного к улице. Над окнами второго парадного этажа помещены круглые медальоны, на голубом поле которых выделяются "акантовые" розетки. Вход в здание расположен во дворе, где в первой половине 19 века были осуществлены пристройки к зданию.

Баташевская усадьба

Иван Родионович Баташев (1732-1821), владелец железоделательных и чугунолитейных заводов в центральной России (в Выксе), на которых отливались чугунные скульптуры московской триумфальной арки, детали фонтана на Воскресенской площади и др., выстроил городскую усадьбу близ Таганского холма. Чтобы построить свою усадьбу, Баташеву пришлось скупить несколько участков, поглотить 6 переулков и тупиков. Участок его стал одним из самых больших в Москве. Но многое ему было не под силу: нельзя было купить церковную землю, не говоря уже о том, чтобы сломать церковь, поэтому на территорию усадьбы вклинились церковные участки с их храмами и крошечными домиками причта. П.Вяземский по этому поводу писал:
"Здесь чудо барские палаты С гербом, где вписан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород".
Нельзя было исправить и несуразную форму участка. Да и рельеф усадьбы тоже был почти неисправим. Но, несмотря на это, крепостной архитектор Кисельников, строивший усадьбу по проекту Р.Р.Казакова (однофамильца и ученика знаменитого М.Ф.Казакова, который был известен (Р.Р.) строительством церквей св. Варвары на Варварке, Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе и др.) сумел самые недостатки местности обратить в достоинства. Угловой флигель он сделал тупоугольным в плане, он будто разворачивает усадьбу к зрителю, а т. к. улица в этом месте изгибается, то усадьба повернута к идущему от Таганской площади и видна во всю ее длину. По старой московской традиции главный дом поставлен в глубине двора. Такую постановку считают иногда пороком, чуть ли не пренебрежением к городу, но в данном случае это скорее достоинство - огромный дом затеснил бы улицу, а флигели, ограда и ворота вполне ее "держат". Об этом доме современники писали, что "дом этот принадлежит к числу лучших и прекраснейших домов Москвы. Баташевская усадьба - выдающийся памятник эпохи классицизма, с характерной компоновкой сооружений вокруг парадного двора; ордерный и лепной декор - один из лучших в московских постройках 19в. В облике трехэтажного главного корпуса основную роль играет монументальный, охватывающий 2 верхних этажа, 6-ти колонный портик с пышно декорированным фронтоном; отделка цокольного этажа выполнена под руст; в замковых камнях над дверными проемами - скульптурные маски. Территорию усадьбы замыкают боковые двухэтажные флигеля, выходящие на красную линию улицы, и соединяющая их чугунная ограда с крупными столбами, напоминающая по форме ограду Летнего сада в Петербурге; в центре - сложные по композиции ворота с пилонами, украшенными нишами, раковинами и литыми на заводах Баташева фигурами львов. А вот о нем самом ходили легенды, одна страшнее другой. Во времена императрицы Екатерины владел И.Р.несметными богатствами - обширными землями в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях с лучшим строевым лесом в России. Но слыл он алчным человеком, с самым необузданным нравом. Так, например, он, не таясь, оказывал всякую помощь разбойникам, отсиживавшимся в лесах, но за это брал с них мзду для себя. И, со временем, уверовав в свою безнаказанность, стал походить на Демидова: устраивал неслыханные оргии, пытал людей ради забавы, распинал на кресте, сбрасывал в шахты, заковав в цепи, а также морил голодом. Как-то дошли до императрицы слухи о нем. Екатерина повелела наладить следствие, а Баташев даже и не принял следователя, только приказал поселить его в грязной комнатенке, а на следующее утро прислал блюдо с фруктами, положив под них кучу денег с запиской: "Фрукты съешь, деньги возьми, а сам убирайся, пока жив". Следствие больше не возобновлялось. Позже, спустя много лет, когда был ремонт в доме Баташева, из комнаты его нашли потайной ход, а там кучу костей человеческих. Несмотря на все злодеяния, совершенные И.Р., прожил он на редкость долго, почти 100 лет, и смог пережить всех своих детей. После смерти Баташев оставил все свое огромное состояние дочке, Дарье, которая вышла замуж за известнейшего генерала Отечественной войны 1812 года Петра Шепелева, отсюда этот дом иногда называют Шепелевским. Что интересно, этот дом почти не пострадал во время пожара 1812 года, потому что именно здесь останавливался Мюрат со своим ближайшим окружением. Однако Дарья Ивановна недолго после смерти отца прожила здесь: она отдала весь роскошный дворец под больницу для самых простых людей. Сейчас эта больница носит название "Больница имени МЕДСАНТРУД". Проще говоря 23 больница.

Таганка - все ночи, полные огня...

«Для тех, кто не любит помпезности, на Таганке тоже найдется местечко. Благодаря сохранившейся в районе Гончарной улицы так называемой террасной застройке (кварталы расположены на разных ярусах) получились уютные переулочки. Невысокими домами начала XX в. застроен зеленый (большая редкость для района) квартал между Таганской площадью и Серебрянической набережной до Яузского бульвара. Правда, чаще всего это ветхие, нуждающиеся в реконструк¬ции дома на давно не ремонтировавшихся улицах. Впрочем, сегодня такая характеристика говорит о больших перспективах, здесь уже есть несколько элитных домов. Два клубных до¬ма класса de luxe в Большом Дровяном переулке и жилой комплекс с аппетитным названием "Шоколад" в Тетеринском переулке с камином в каждой квартире.

Сегодня Таганку частенько называют "русским Лас-Вегасом", здесь самая большая в столице концентрация дорогих казино и ювелирных магазинов на квадратный метр. Интересно, что первое легальное игорное заведение - Купеческий клуб - появилось именно на Таганке. Здесь много хороших ресторанов и симпатичных кафе, есть даже роскошный джаз-клуб Игоря Бутмана, куда часто наведываются заморские джазовые знаменитости. Больше всего ресторанов на Воронцовской улице - это своеобразная гастрономическая Мекка. Гурманы могут поселиться неподалеку, в "Крутицком подворье" - четырехэтажном клубном доме класса "А" на 19 квартир.

Все бы хорошо, если бы не напряженная экологическая ситуация в районе, по вине которой у местных жителей начинаются болезни верхних дыхательных путей и другие проблемы со здоровьем. Причины стандартные для мегаполиса: транспортный пресс и промзоны. Один завод "Серп и Молот" чего стоит. Благо в планах московского правительства ликвидировать большую часть промзон и застроить все офисами, торговыми центрами и жильем. Пробки ликвидировать будет сложнее. Еще хуже дело обстоит с природой, она здесь представлена маленькими островками зелени, которые местные жители постоянно отвоевывают у очередных застройщиков. Стоит ли присоединяться к этой бесстрашной армии, решать вам».
Алена Кузнецова

Пожалуй, всё самое интересное о Таганке, я Вам с помощью журналистов, краеведов и историков рассказала. Я очень люблю свой город, свою улицу, свой дом и свою семью. Этот материал посвящается моей любимой Таганке!!!



http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
laitionaDate: Вторник, 01.04.2008, 21:38 | Message # 6
foreva
Group: Администраторы
Posts: 33189
Status: Offline

ураааааааааааа хоть кто ко мне присоединился! biggrin

классная подборка с удовольствием почитала!
как в гостях побывала... почему то в этот район москвы меня и не заносило никогда...

фоткайте еще окрестности гуляя с казаном)))



Все пчёлы прилетели с мёдом, а одна - такая маленькая и вредная - с дёгтем
сайт и фотографии - для вашего питомца
доберман
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 22:13 | Message # 7
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

laitiona, Материала, полно. Приезжай в Москву, всё покажу живьём:))))
Моя любимая улица:
http://fotoplenka.ru/users/kazan/10410/

Прогулки по Москве:
http://fotoplenka.ru/users/kazan/195673/

Закаты, снятые с балкона:))))
http://fotoplenka.ru/users/kazan/204668/





http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
kazanDate: Вторник, 01.04.2008, 22:17 | Message # 8
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

laitiona, Давай на ты:)))) Неуютно, себя чувствую:)))



http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
laitionaDate: Вторник, 01.04.2008, 23:46 | Message # 9
foreva
Group: Администраторы
Posts: 33189
Status: Offline

Quote (kazan)
Давай на ты:))))

я за.. но все равно путаться буду)))))))))))

закат respect



Все пчёлы прилетели с мёдом, а одна - такая маленькая и вредная - с дёгтем
сайт и фотографии - для вашего питомца
доберман
 
kazanDate: Среда, 02.04.2008, 12:00 | Message # 10
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

laitiona, Закаты у нас бывают феерические, а из-за того, что я живу на 9-ом этаже, ещё и на горке, есть возможность поснимать.



http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
kazanDate: Воскресенье, 20.04.2008, 12:33 | Message # 11
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

Прогулки по Котельнической набережной

Котельническая набережная - уникальное историческая место, расположенное рядом с Кремлем в самом центре Москвы. Уникально она тем, что стоит на слиянии двух рек – Москвы-реки и Яузы.

«Каменные берега и мосты в устье Яузы, где она, пропетляв в гуще города, впадает в Москву-реку, поражают монументальностью и простором. Нигде больше нет так много воды и гранита, как здесь. Великолепный вид поражает редким в Москве ансамблем, единством стиля и высокой архитектурой. Русла двух рек, набережные, старинные охряные дома под колокольней с голубой церковью, зеленый сквер — все это очарование заполняет пространство Яузских ворот.

Картинки из жизни современной Москвы

Не будь Яузы — и Москвы бы великой не состоялось. В устье Яузы сотни лет белели паруса кораблей, приплывшие из столиц русских княжеств, знатных городов.

Речные караваны от устья Яузы плыли до Мытного двора в Мытищах, где платили мыт — пошлину. Отсюда корабли волоком переправляли на Клязьму, где купцам с товарами открывался путь на Оку и Волгу, далее — везде. Поэтому, как выразился Иван Забелин, Москва стала “добрым местом — распутием для сообщения во все стороны и во все края старинных народных сношений”. И обогатилась, возвысилась.

Сегодня Яуза не напоминает о себе разливами, ледоходом, гудками кораблей. Зажатая гладкими стенами, она несет мутные воды в Москву-реку и кажется никому не нужной. Рыбы в ней давно нет, судоходства — тоже. Но последнее — кажется. Баржи-шаланды, земснаряд, белые кораблики по ней ходят от устья в Сокольники, пытаясь очистить дно от ила, погубившего жизнь в реке.

Если проплыть по Яузе и увидеть берега, можно заметить белокаменный Андроников монастырь, где погребен Андрей Рублев. За монастырем возник на пути миниатюрный гидроузел с плотиной и воротами шлюза. Поднявшись метра на четыре, теплоход поплывёт против течения. За плотиной русло оказывается шире, чем в низовье. С палубы можно увидеть место, где Петр плавал на ботике и мечтал построить новую Москву. О ней напоминают дворцы Лефортова, бывшей Немецкой слободы. Над головой мелькает пролеты Дворцового и Госпитального мостов, а по берегам видны стороны корпуса знаменитых институтов, старых заводов и фабрик времен промышленной революции в России, погубивших Яузу.

Так можно доплыть до Сокольников, но дальше не пройти из-за мели. А без них можно бы доплыть до бывших славных сел, ставших районами Москвы, до красот Лосиного острова... Когда-нибудь по Яузе в верховья пойдут теплоходы, но пока им путь закрыт.

В устье реки разобраться в хитросплетении набережных, больших и малых мостов сложно. Древних ворот давно нет, как и крепостных стен. Повис над Яузой каменный мост, который назывался Яузским до 1919 года. Его советская власть переименовала в Астаховский — в память Иллариона Астахова. Этого 19-летнего рабочего-большевика застрелил полицейский пристав, когда по мосту шла демонстрация, во дни Февральской революции 1917 года.

Потоки машин мчатся с разных сторон, перегоняя все еще курсирующие здесь трамваи, следующие в Замоскворечье. Одни машины спускаются с горки, другие спешат вверх по улицам — началам трех древних российских дорог в древние Владимир, Рязань, Коломну. Там, где улицы расходятся веером, виден с недавних пор каменный крест в память войска Дмитрия Донского. Русские полки шли отсюда к Куликову полю, когда вокруг дорог простирались непроходимые леса и поля...

Позднее за Яузой обосновался свободный люд, объединявшийся по роду занятий или службы в слободы. Ямщики, кузнецы, каменщики, портные, гончары жили обособленно друг от друга. Память о них хранят имена улиц, церквей и самой Таганки. По одной версии, ее название произошло от слободы мастеров, где выделывались железные таганы. По другой — слово пришло из татарского языка, где оно означает “высокое место”. На возвышении одного из семи легендарных холмов раскинулась Таганная слобода ремесленников, промышлявшая ходовым товаром — подставками для котлов.

Котельническая набережная

Снято с Устьинского Моста




http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
kazanDate: Воскресенье, 20.04.2008, 12:36 | Message # 12
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

О слободе, где жили ремесленники, выделывавшие котлы, напоминает Котельническая набережная.

Она привлекла внимание Федора Алексеева, служившего в Петербурге декоратором императорских театров. Павел I, очевидно, под влиянием Василия Баженова, переехавшего из родного города к царскому двору, отправил художника с поручением: увековечить древнюю столицу в рисунках и картинах. Кроме Кремля, Красной площади, Замоскворечья Алексеев запечатлел вид с Котельнической набережной. На его картине предстает холм с каменными и деревянными домами, церкви Никиты Мученика, Троицы и Спаса. А над всеми строениями господствует трехэтажный дворец графа Безбородко, построенный Матвеем Казаковым. Его классический фасад не раз вдохновлял художников.

В наш ХХ век над устьем поднялся один из семи высотных домов, украсивший и Котельники, и центр Москвы. От набережной разбежались десять переулков, застроенных домами и храмами.

С Таганского холма открывались в старой Москве картины, достойные кисти художника. Чудный вид закрылся стенами многоэтажных домов. Вышедший в 1917 году путеводитель “По Москве” не пожалел слов для описания панорамы города, открывавшейся с Таганского холма:

“Перед нами изумительный вид. Лучше всего он утром, когда солнечные лучи отчетливо и ярко освещают всю панораму. Но и вечером, в ясный закат, полны своеобразной прелести четкие черные силуэты башен и стен Кремля на алом небе.

…Дома, церкви крыши Замоскворечья тянутся, кажется, без конца, сливаясь с туманно-синей далью…

Налево от нас — окраины Москвы, за ними вдали леса и поля. Крайнее здание, замыкающее вид слева, очень высокая колокольня Симонова монастыря”.

С Таганского холма просматривались шатры Василия Блаженного, башни и здания Кремля, старинный Воспитательный дом и новое многоэтажное здание Центральной телефонной станции у Мясницкой. С куполом храма Христа соседствовали в небе трубы городской электростанции. Все это — сохранилось.

Другой, иного рода вид запечатлен краеведами в 1917 году с моста над Яузой.

“С Высокого моста (теперь он Высокояузский. — Л.К.) открывается очень своеобразный вид. Под тенистыми ивами вьется грязная, окрашенная стоками фабрик во все цвета радуги речка Яуза. Ее берега занимают фабрики, перемежающиеся огромными пустырями, садами, огородами. На косогоре, спускающемся к реке, почти всегда можно увидеть фигуры босяков: они здесь отдыхают, спят, чинят платья и т.п. Это изнанка города, его будничное лицо”.

Дворяне крайне редко селились за Яузой. Помянутый дом графа Безбородко был исключением из правил. Среди давних жителей улиц Таганки нет великих поэтов и писателей, генералов и сановников, прославивших Арбат. Таганка слыла купеческой стороной, как Замоскворечье. В пьесах “Колумба Замоскворечья”, Александра Островского, его герои часто поминают Таганку. Но в отличие от Тит Титычей с Якиманки и Ордынки здешние купцы чтили старые обряды и богослужебные книги, не исправленные патриархом Никоном. Они крестились двумя перстами, а не тремя, дважды, а не трижды, пели во время церковной службы “Аллилуйя!”, что в переводе с еврейского значит “Хвалите Господа!”.

Старообрядцы, которых власть называла раскольниками, не били зеркала в ресторанах, не проигрывались в карты, не курили и не пропивали наследство. Поэтому приумножали богатство семей. До революции о них писали так: “Старообрядческая буржуазия давала тон всей вообще московской буржуазии”. Купцы Таганки торговали пшеницей далеко от Москвы — от них зависели цены на хлеб в Англии.

Из среды старообрядцев вышли великие купеческие фамилии: Шелапутины, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Щукины, Зимины… Память о них вытравливалась до недавних лет. Только сейчас все узнали о Рябушинском не только то, что писал о нем в газетах Ленин. Узнали, что Боткинская больница называлась Солдатенковской, потому что Кузьма Солдатенков ее построил на свои деньги, завещал коллекцию картин и книги Румянцевскому музею…

Старообрядцы успели за Яузой пустить глубокие корни, застроить улицы особняками, собрать коллекции картин и книг, дать высшее образование детям. Они стали не только купцами. На Большой Алексеевской улице, названной так по фамилии старообрядцев Алексеевых, родился Константин Алексеев, известный в мире под артистическим псевдонимом Станиславский. Если о ком-то хотели сказать как о миллионере, то говорили: “Богат, как Алексеев!”

Слава Таганке! Если кто-то хочет полюбоваться, как выглядела старая Москва не только до революции, но и до той поры, когда на улицах города начали громоздить доходные дома, приходите сюда, поднимитесь по Яузской улице. Здесь вы увидите то, чего давно нет на Арбате, успевшем обзавестись до 1917 года “небоскребами”. Ни одного доходного дома купцы не дали построить на месте своих особняков. Улицы с нелепыми советскими названиями — Верхняя Радищевская, Большая Коммунистическая — поражают гармонией, завершенностью, человечным масштабом, утраченным в ХХ веке не только в Москве.

http://www.mk.ru/blogs/idmk/2004/06/24/mk-daily/33555/

А теперь немного истории о реках в черте города: Москве, Яузе, Неглинной и др.:

«Долина реки Москвы имеет асимметричное террасное строение. В районе Краснохолмской и Боровицкой излучин реки одна из террас пересекается долинами рек Неглинной, Пресни, Яузы, Сивки, Рачки, Чарторыя. Именно здесь, на холмах, покрытых бором, возникла Москва и пошла легенда об ее «семи холмах».

Пойма реки Москвы тянется сплошной полосой, однако понятие естественной поймы в черте города утратило свой первоначальный смысл. В результате многочисленных изменений естественного ландшафта пойма реки Москвы существует как историко-геологическое образование.
С долиной реки Москвы связаны плоские заболоченные впадины, откуда брали начало реки Неглинка, Пресня, Ходынка, Лихоборка, Ичка и другие притоки Яузы.

Рельеф определяет сложность инженерно-геологических условий на территории города, которые влияют на архитектурно-планировочные решения. Градостроительство существенно изменило первоначальный рельеф. Было засыпано более 100 небольших рек, ручьев и оврагов, десятки стариц, болот, свыше 700 прудов.

Гидрология

Наибольшие изменения произошли в долине реки Москвы. Истощение водных запасов потребовало сооружения системы водохранилищ, что способствовало уменьшению стихийных разливов. Для обводнения реки Москвы был построен канал им. Москвы.

Главной водной артерией является река Москва. Она вступает в пределы города в районе Тушина и выходит из города в районе Капотни. Основные притоки реки в пределах города: Сходня, Химка, Сетунь, Раменка, Яуза с притоками Ичкой, Чермянкой, Лихоборкой, Чурой, Котловкой и Городней. Среди рек, заключенных в подземные коллекторы, притоки реки Москвы: Неглинная, Таракановка, Пресня, Филька, Нищенка, а также притоки реки Яузы: Каменка, Копытовка, Рыбинка, Хапиловка, Синичка, Чурилиха и др.

Река Москва образует крупные излучины. Роскошные vip сауны, баня сауна приглашают Вас в гости. В основании трех из них — Хорошеве, Карамышеве, Нагатине — прорыты спрямляющие каналы, сократившие судоходный путь на 10 км. В 1886 в центре города прорыт 4-километровый Водоотводный канал. До 1937 выше Большого Каменного моста существовала Бабьегородская плотина. Небольшое количество воды попадает в реку Москву через шлюзы судоходного канала, впадающего в реку около устья реки Химки.

До создания системы регулирующих водохранилищ в городе часто происходили наводнения. Крупнейшее наводнение случилось в 1908, когда вода поднялась на 9 м и затопила Дорогомилово, Лужники и часть Замоскворечья (всего 2600 га). Пострадало 2500 домов, имелись человеческие жертвы.

В 18 в. в Москве насчитывалось около 850 прудов и озер. По мере строительства города многие озера, пруды и болота были засыпаны. Ряд озер превратился в пруды — в парках Краснопресненском, Лефортовском и ЦПКиО им. Горького, около Новодевичьего монастыря. Всего в Москве около 300 прудов, из которых наиболее крупные: Царицынские, Борисовский, Джамгаровский, Лебедянский, Серебряно-Виноградный и др.
Для ликвидации дефицита водопотребления и регулирования уровня воды в 1930-е годы на территории Подмосковья были сооружены первые водохранилища. На водоразделе рек Волги и Москвы сооружены: Пестовское, Икшинское, Пяловское, Учинское, Клязьменское и Химкинское водохранилища. Эти небольшие водохранилища образованы плотинами и соединены участками канала. В 1970 были заполнены Вазузское и Яузское водохранилища.

До конца 18 в. жители Москвы получали воду из рек, прудов и колодцев. Промышленные предприятия располагались по берегам рек, загрязненная вода без очистки спускалась в те же водоемы. Первая водопроводная система была сооружена в начале 19 в. и подавала воду из Митино по открытому каналу самотечным путем. Часть воды по пути следования самовольно отводилась для нужд населения. Система от времени стала разрушаться, и к 1853 кирпичный открытый канал был заменен чугунными трубами. Для создания искусственного напора вода паровыми машинами накачивалась в специальные резервуары. Всеми строительными работами руководил выдающийся инженер — барон А. И. Дельвиг, который написал также «Руководство по устройству водопроводов» (1857). После реконструкции Мытищинского водопровода (1853) воду стали подавать в водоразборные фонтаны на площадях Арбатской, Тверской, Калужской, Серпуховской, на Зацепе, к дому Пашкова. Оттуда к потребителям воду доставляли водовозы. В 1888 на Яузском бульваре пробурили первую артезианскую скважину, а в 1902 вступила в строй Рублевская водонапорная станция. К 1917 протяженность водопроводных сетей составила около 500 км, при ежесуточной подаче воды 170 тыс. м3. После Великой Отечественной войны воду дополнительно стали подавать, используя канал им. Москвы. К 1994 протяженность сетей московского водопровода составляла 8,8 тыс. км, подача воды в сутки — 6,5 млн. м3 воды».
http://www.maskva.info/

Животный мир Москвы

«Раскопки древних городищ показывают, что в древности на территории, занимаемой ныне Москвой, водились: медведь, рысь, лось, куница, лисица, заяц, кабан, северный олень. Обитала разнообразная птица: лебедь, глухарь, тетерев, утка и многие другие.

В 18 в. страстный охотник царь Алексей Михайлович устраивал соколиную охоту в районе Алексеевского, Черкизова, Филей, Рубцова. По мере роста города происходило обеднение фауны, исчезновение некоторых видов. С конца 18 в. число видов млекопитающих сократилось с 52 до 41, птиц — с 246 до 193, рыб — с 40 до 35.

Наиболее приспособленными среди животных Москвы оказались птицы: домовый воробей, серая ворона, сизый голубь».
http://www.maskva.info/

От себя добавлю, а так же на улицах Москвы много крыс, зимующих уток и лебедей, много перелетных птиц, таких, как: грачи, дрозды, свиристели (сама видела), соловьи, галки, трясогузки, синички и другие. На улицах много бездомных собак и кошек, очень часто в Москве можно подобрать породистую собаку или кошку, увы. Не забудем о тараканах и домовых муравьях, которые населяют многие московские квартиры:))))





http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ


Post edited by kazan - Воскресенье, 20.04.2008, 12:45
 
БадеишнаDate: Воскресенье, 20.04.2008, 17:03 | Message # 13
foreva
Group: Проверенные
Posts: 5349
Status: Offline

kazan, просто ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ экскурс по Москве!!!! а для меня лично еще и как путешествие по Таганке))) в реале, это если кто к нам в Алмаату приедит, то с удовольствием повозим по Алмаате и покажем, а мне то теперь ни когда не приехать ни в Москву ни в Питер, по этому для меня тема про города где вы живете просто как самый великолепный подарок)))) СПАСИБИШЕЕЕ!!!!! надеюсь эта тема будет и дальше пополнятся, а я буду приходить и пищать от восторга!!!!!



Собаки - те же люди, только лучше!!!
 
kolibriDate: Понедельник, 21.04.2008, 04:25 | Message # 14
foreva
Group: Проверенные
Posts: 11414
Status: Offline

kazan, а это Казан где купается в Яузе?

Супер путешевствие!!!!СПАСИБО clap flowers flowers flowers
Так интересно cry .Прийду ещё почитаю wacko biggrin . И по ссылкам ,целый день можно смотреть cry wacko ОБАЛДЕТЬ какаяКРАСОТА!



счастье есть,его не может не быть
 
kazanDate: Понедельник, 21.04.2008, 11:16 | Message # 15
foreva
Group: Проверенные
Posts: 9977
Status: Offline

Бадеишна, Спасибо! Мне очень-очень понравился твой рассказ об Алма-Ате, ято же буду заходить, потому что это очень интересно и очень красиво!!!!! У тебя вообще художественный вкус развит очень хорошо!!!!!
kolibri, Спасибо!!!! ПОстараюсь пополнять раздел!!!!! Фотографировать больше:)))




http://laikazan.narod.ru/
Улыбнись миру и он улыбнется в ответ
 
Форум » хобби, события, общение - жизнь форумчан! » география форума » Моя Москва. (Таганка.)
  • Страница 1 из 108
  • 1
  • 2
  • 3
  • 107
  • 108
  • »
Поиск:


РУССКИЙ ТОЙ ТЕРЬЕР Из Ко Мариной Стаи Дог фризби - Петербург - Фрисби для собак - Dog Frisbee ОЛЬГА КАРАГОДИНА - рассказы о животных Доберман все о породе Вэб-дизайн - создание сайтов, форум о животных - Санкт Петербург Родезийский риджбек Гранд Макларен Мерседес. Rhodesian ridgeback Grand Maklaren Mercedes Благотворительный фонд помощи животным - Драгоценное сердце Русский той терьер - Russian toy dog - питомник Царский двор - Санкт Петербург  ФОРУМ - ЛЮБИТЕЛИ ЖИВОТНЫХ В АЛМАТЫ Карликовые и декоративные кролики домашнего питомника Долина КРОСАВА: Здесь Вы можите получить консультацию заводчика бесплатно и преобрести крольчонка Той терьер, Русский той терьер Арина, щенки
Сант Креал Джельсомино - Доберман . . . СОЗДАНИЕ САЙТОВ