Выставка-ярмарка художников на Покровке В воскресенье, 5 декабря, в мастерской по адресу улица Покровка, дом 31 прошла открытая для всех мини-вернисаж-ярмарка, с кондитерски-глинтвейновым уклоном.
Как и обычно всё сложилось быстро, неожиданно и очень увлекательно. В субботу вечером растрезвонился мобильник, звонила topsi, одна из любимейших френдесс – писательница, художник, удивительная, неповторимая, яркая, замечательная рассказчица. Мы с ней знакомы много лет, правда, до сих пор дружили виртуально, а тут представился случай развиртуализоваться. Тopsi пригласила посетить вернисаж-ярмарку. Очень необычную, как выяснилось потом. В воскресенье утром захватила с собой фотоаппарат и отправилась знакомиться с новым для меня миром художников. Выставка проходила на одной из красивейших улицах Москвы. Покровка.
Улица названа в честь церкви Покрова Божьей матери (Покровская церковь), которая находилась в районе площади Покровские Ворота. Как известно, большевики любили не только закрывать и разрушать храмы, но и переименовывать церковные названия московских улиц. Поэтому улица была переименована в 1940 году в связи с 50-летием со дня смерти критика-писателя-демократа Н.Г Чернышевского (1828-1889). На память о годах, когда Покровка была улицей Чернышевского, остался памятник писателю, установленный в 1988 году (скульптор Ю. Г. Нерода) в сквере у Покровских ворот. Было еще кафе «Что делать?», названное по самому известному произведению писателя, которое находилось напротив снесенного храма Успения на Покровке, но оно продержалось недолго.
В 1992 году улице вновь было присвоено старое название — Покровка.
Маросейку и ее продолжение — улицу Покровка старые москвичи обычно обобщенно называют Покровкой. Еще в начале XIX века вся улица носила название Покровки, по стоявшему в самом начале ее храму Покрова Богородицы. Но в народе начальный отрезок улицы Покровка называли Маросейкой от искаженного слова «малороссийский», точнее, от Малороссийского подворья, которое находилось в старину на месте доходного дома № 9.
В районе Покровки исторически, со времени присоединения Украины к России, селились выходцы с Украины, которых по длинному чубу москвичи называли хохлами, отсюда название прилегающей справа исторической местности — Хохлы. Один из переулков до сих пор носит название Хохловского, там сохранились (дом № 7) старинные палаты дипломата, думного дьяка Емельяна Украинцева (о его малороссийском происхождении говорит фамилия), возглавлявшего российскую внешнюю политику на посту начальника Посольского приказа в последние годы семнадцатого столетия. Любопытно, что и в девятнадцатом веке дом по-прежнему имел отношение к внешнеполитическому ведомству, в нем располагался известный архив Коллегии иностранных дел. Его служащие, молодые люди, увлекавшиеся философией и поэзией, получили прозвание «архивных юношей». Здесь бывал и первый поэт России Александр Пушкин, собиравший в архиве материалы для своей исторической прозы и научных исторических трудов.
Об Украине здесь также напоминают палаты в Колпачном переулке, дом № 10, которые москвичи до сих пор называют палатами гетмана Ивана Мазепы. Современные историки опровергают связь Мазепы с этим домом, хотя по возрасту палаты вполне соответствуют — они были построены в конце семнадцатого столетия и несут на себе отпечаток стиля «нарышкинского барокко».Еще старинное название местности отразилось в имени церкви Живоначальной Троицы в Хохловке (Хохловский переулок, дом № 12).
Старинные улицы со временем обрастают небылицами и легендами. Покровка так же бережно хранит свои тайны: покровская церковь Воскресения в Барашах оказалась в самом эпицентре «государевых тайн», якобы здесь состоялось тайное бракосочетание Елизаветы и Разумовского.
В наши дни Покровка привлекает гуляющих по Москве не только разнообразными памятниками истории, музеями и театрами, но и огромным количеством мест для отдыха и проведения досуга: от шикарных ресторанов и маленьких уютных кафе до спортивных клубов и центров здоровья, радующих посетителей своим первоклассным сервисом и гостеприимной атмосферой.
Мало, кто из современных москвичей знает, что в районе улицы Покровка, протекала речка Рачка. Речка Рачка (сейчас полностью заключена в трубу) брала начало из «Поганой лужи» (позднее Чистый пруд) на современном Чистопрудном бульваре. Проследить по рельефу ее бывшее русло можно только начиная с «народной тропы», проходящей между Хохловским и Колпачным переулком.
Рачка впадала в реку Москву чуть выше устья реки Яузы, на Москворецкой набережной. Теперь впадает в реку Яузу вблизи Астаховского моста.
В 1740 г. речка разрушила старую церковь Троицы. В 1745 г. церковь была поправлена. В 1750 г. архитектор князь Д. В. Ухтомский спроектировал трубу для речки, но до 1759 г. проект не был выполнен.
Источник: pokrovka.narod.ru
Вот в таком замечательном месте и проходила выставка. Я пошла с Таганки к Покровке пешком, если идти не спеша, это занимает приблизительно тридцать пять минут. По Москве, как и по Петербургу надо гулять пешком, лишь тогда можно почувствовать настоящий дух Москвы. Пройдя по Яузскому бульвару, уткнувшись в улицу Покровку, стала искать нужный мне дом. Нашла. Зашла в маленький московский дворик и оказалась перед нужной дверью. Она была красной и увита диким виноградом, точнее зимующими лозами дикого винограда.
Открыв заветную дверь, я сразу же увидела интересную надпись.
- Да-да.
Оказалось, что выставка проходит в подвале, но туда нужно было спуститься. А ступени были скользкими, ужасно скользкими и в какой-то момент посетила мысль, что туда не спуститься, но на моё счастье к ступеням вырулил молодой человек с авоськами, который тоже оценил ступени и предложил скатиться в подвал вместе.
- Пропадать, так, не по одиночке.
И мы, с ним взявшись за руки, поползли вниз.
- Ага. Здравствуй, topsi! Рада видеть.
Topsi не сразу поняла, кто к ней скатился со ступеней, пришлось объяснить:
- Казан прискакал, - дальше состоялась бурная встреча.
Мы обменялись книжками, и я пошла, фотографировать выставку. Она была удивительная. Возникло ощущение, что нахожусь вне времени и пространства. Чего только здесь не было? Старинные гитары, печатные машинки начала прошлого века, каска пожарников из старых времен, и куклы, картины, книги, бусы, фонарики, мишки и много чего. Попала в зазеркалье. Это было что-то необыкновенное и фантастичное. Я тут же познакомилась с Виталиком, не знаю, кто он? Художник, поэт, музыкант, чей-то друг? Виталик провёл меня по заповедным местам подвала. Он начал с туалета. Когда его увидела? Мне стало стыдно за себя и других, ибо это место осквернять было нельзя. Золотой потолок, розы вокруг унитаза. Сразу сказала:
- Мне сюда не надо.
К сожалению, из-за того, что в сортире было довольно темно, фото не получилось.
Потом Виталик мне показал в шкафу старинную куртку революционных времен. Пыльную, внушающую уважение и некоторый трепет.
