Завоевание Египта арабами «А, началось все в начале VII в., когда великие соперничающие Византийская и Сасанидская империи истощили себя в бесплодной и разорительной борьбе за верховенство, а арабы духовно и политически объединились под руководством Мухаммеда. Призыв Пророка к созданию мусульманского общества (Умма), подчиняющегося власти Бога, как об этом говорится в святом Коране, позволил прекратить родовые и племенные конфликты и сплотить арабов в единую нацию. Возглавляемые его преемниками, халифами, арабы направили усилия на расширение своих границ, не встретив серьезного сопротивления со стороны северных соседей. Движимые предписанием ислама вести священную войну против "неверных" (джихад), как и обещаниями получить богатые трофеи, мусульмане с 636 по 649 г. захватили всю Персию и восточные провинции Византии.
В 639 г. на территорию Египта вторгся Амр ибн аль-Ас. Один из самых способных генералов раннего мусульманства, он в юные годы посетил Александрию и был поражен ее богатством, красотой общественных зданий и оживлением, царящим на ее улицах. Действуя по собственной инициативе, без санкции халифа, Амр оправдывал свой поступок тем, что египтяне - это овцы, а их земля - золото, которым может овладеть любой, имеющий достаточную силу. Однако его всадники были легко разбиты византийской армией возле древних руин Гелиополя в 640 г., после чего Амр перешел к осаде древней крепости Вавилон, а затем и Александрии. Парализованные внутренними проблемами и войнами, византийцы не смогли усилить свою армию в Египте, и Вавилон пал в 641 г., а вскоре после этого была завоевана и вся страна.
Захвату Египта арабами способствовало и безразличие местного населения - коптов. Их политические и религиозные споры с Константинополем привели к враждебным отношениям с Византией. Не заинтересованные в обращении коптов в исламскую религию, которую мусульмане все еще считали чисто арабской, они поддерживали Коптскую церковь в отношениях с господствующей византийской верхушкой и предоставили этой епархии автономию, полагая, что это обстоятельство облегчит сбор подушного налога с местного населения. Во время осады Вавилона мусульмане разбили свой лагерь к северу от крепости, и именно здесь Амр основал Фустат, военное поселение для контроля за долиной Нила. Городок постепенно превратился в административную и торговую столицу арабской провинции Египет. Арабский язык пришел на смену греческому и стал основным не только в городах, но со временем и в деревнях, что привело к забвению коптского языка.» (с)
Луксор
В Луксор мы прибыли около одиннадцати часов утра.
Луксор расположен на правом, восточном, берегу Нила. Там, в "городе живых", находятся два грандиозных храма - Луксорский и Карнакский, которые нам предстояло посетить в первый день. Мы очень надеялись на то, что нас для начала отвезут на пароход, однако нас повезли к храму великой древней царицы Хатшепсут.
Храм Царицы Хатшепсут
Лишь только мы подъехали к храму, Алладин, будь он неладен, резко крикнул,
- У вас десять минут добежать до храма, осмотреть три этажа и вернуться в автобус, мы едем дальше. У нас грандиозные планы на сегодняшний день. Несчастные туристы, которые не спали ночь, 8 часов тащились через пустыню, слегка по дороге пожевали сухой корм из коробок выданных в отелях и внешне похожие не на туристическую группу, а на людей отработавших смену на заводе, ринулась бегом к храму. По дороге женщин ждали сюрпризы. Местные торговцы, облаченные в длинные наряды и чалмы хватали женщин за руки и пытались впарить свой товар, попутно прихватывая дам за попки и локотки, стремясь подобраться к более заветным местам. Озабоченность арабов женщинами, пробудила спортивную злость в русских мужчинах. Мужья теснее прижались к женам и потащили рысью свои половинки смотреть прекрасное. Вот так отбиваясь от потных, всепроникающих рук арабов, мы добежали до ступеней храма. Слегка отдышавшись все дружно поползли на третий этаж. Температура воздуха достигла 23-24 градусов жары. С высоты третьего яруса храма мы для начала оценили расстояние до нашего автобуса и время контрольного забега. Затем все кинулись щелкать фотоаппаратами. Я привалилась к одной из колонн и решила передохнуть, однако супруг гнал меня все дальше и дальше,
- Встань здесь! Отлично. Теперь перейди вон к той колонне, отлично. Теперь встань вон там. Ты чего с таким лицом стоишь? Улыбочку изобрази?!
- Оставь меня, родной! Господи помилуй! Дай посижу на древней ступеньке.
«Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.), посвящённый богине Хатхор. Кстати труп самой царицы так и не нашли, ее мумии нет даже в долине мертвых царей, похоже племянник расправился с ней так, чтобы даже и следов на земле не осталось.
Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки. После смерти своего отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего же сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована.
Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя, их и обнаружили археологи». (с)
Через десять минут запыхавшиеся туристы сидели в автобусе, мы отправились в Луксорский храм. На осмотр Луксорского храма Алладин выделил полчаса. Сам он из автобуса вылезал лишь для того, чтобы купить нам билеты и запустить нас на территорию храма, ровно десять минут в общих чертах рассказывал об исторической ценности храма и отпускал нас в свободное плавание,
- Тридцать минут! «Беляя роза»! Все слышали?
В ответ Алладин услышал матерный шепот великороссов,
- Итить, твою мать…. Издевается басурманин. Слышь, Алладин! Может, с нами сходишь в храм?
- Я, Вам в автобусе все рассказал! Идите с миром….. И мы пошли.
«Луксорский храм посвящен богу Амону. Он протянулся более чем на четверть километра с севера на юг, вдоль Нила. Начинал строить храм в XIV веке до н.э. фараон Аменхотеп III. Композиция его была традиционной: колоннада, обрамленный колоннами открытый двор, гипостильный (колонный) зал и святилище. Сто лет спустя фараон Рамсес II расширил храм. Перед колоннадой он построил еще один двор, отгороженный огромным пилоном - церемониальными вратами.
От пилона Луксорского храма начинается аллея сфинксов. Она ведет на север и метров через триста ныряет под жилые здания. А появляется вновь лишь через два километра, возле Карнакского храма. Карнакский храм - еще более грандиозное и сложное сооружение, чем Луксорский. Это даже не храм, а комплекс храмов. Строить его начали еще во времена Среднего царства, а основные сооружения воздвигли в XIII веке до н. э., при фараоне Сети I и его сыне Рамсесе II.» (с)
Высунув языки и развесив их по плечам мы пробежали через очередной храм, поиграли в прятки между колоннами и через полчаса прискакали к автобусу. Повалившись по креслам запросились на отдых, но Алладин сказал, что отдых будет позже, на теплоходе и всего пятнадцать минут, пока мы будем обедать, так как после обеда у нас по плану Карнакский храм. Народ вел себя по-разному. Кто-то смирился, кто-то бунтовал, кто-то тихо плакал от бессилья. Туристы обсуждали, как расправиться с Алладином.
Нил и теплоход «Цитадель»
Наконец, нас привезли на теплоход. Трехпалубный, большой, красивый. Распределили по каютам. Повели обедать и преподнесли очередной арабский сюрприз,
- Несмотря на то, что у вас в путевках записано «Все включено», у нас на теплоходе любые напитки продаются за деньги.
- И вода?
- Все напитки!
- Так, что же вы раньше не сказали, мы бы в городе купили воду.
- Ну, так купите еще, а сейчас прошу обедать, у вас осталось десять минут на трапезу.
Наевшись жирной и пряной пищи, туристы мучались изжогой и дикой жаждой. Многие кинулись к стойке бара за водой, те, кто обессилили вконец, просили за любые деньги принести воду или пиво к столу, но эта услуга шла за отдельную плату.
Через полчаса все опять сидели в автобусе. Закопченые и пыльные лица, горькие складки у губ, яростный блеск в глазах, присутствовали у тридцати человек жаждущих приключений. В Карнакском храме я сломалась. У меня были в кровь стерты ноги, древнеегипетские вирши больше меня не интересовали. Я сидела на огромном валуне и плакала, муж носился по развалинам, и изредка пробегая мимо, как мой пес Казан, бросал фразы,
- Сиди тут! Я отснял пятьдесят кадров здесь, сейчас пойду с той стороны колон зайду, там изумительная роспись по стенам. Ну, что ты с таким лицом сидишь? Вон к тебе арабский дедушка приглядывается.
- Не бросай меня! Могут украсть.
- Тебя? Ты не в том возрасте. Помнишь, что Алладин сказал, девочек берут замуж в 11-12 лет, а тебе сколько раз по одиннадцать? Если только для работы тебя взять? Но, ты сегодня выглядишь загнанной клячей. Дед бакшиш хочет получить.
И точно, арабский старичок Хоттабыч, подошел к нам, пристроился у моей спины и расплылся в беззубой улыбке, муж с удовлетворением сфотографировал нас. Старикан тут же заныл,
- Руссо туристо! Руссо туристо! Бакшиш! И протянул морщинистую руку. Супруг сунул в руку один фунт и приподнял меня с валуна,
- Пошли, душа моя! Надо обойти двенадцать колон и сфотографировать фрески. Не хромай, собери волю в кулак, встань вот на тот обломок колонны. Ну, хорошо, просто привались к ней.
- Можно, я умру здесь. На древней земле. Я не дойду. Старик меня похоронит.
Вечером сидя в каюте, я методично заматывала по одному пальцу на каждой ноге. Живых пальцев с двух ног, осталось всего два.
Эстна
В городе Эстна мы не останавливались. Мы застряли у шлюза. Образовался целый день отдыха на теплоходе. На крыше располагался прекрасный бассейн и стояли лежаки. Все поднялись на крышу и развалились загорать. Минут через пять в наших рядах возникло оживление, снизу прилетел какой-то куль и шлепнулся на голову туристке. Та с изумлением посмотрела вниз. Внизу к борту парохода пристала местная лодка набитая шмотьем с сидящими в ней двумя арабами-продавцами. Развернули куль – это был длинный белый хитон расшитый голубыми нитками. Дамы дружно перемеряли платьице, завернули его обратно в пакет и сбросили вниз. В Ответ прилетела скатерть. Затем еще пакетов восемь с разными арабскими платьями, затем пошла торговля,
- Руссо! Платье берешь?
- Беру, сколько хочешь?
- Пять долларов.
- Один.
- Руссо! Крутит головой, - Два доллара.
- Полтора.
- Руссо! Ты кто?
- Русская мафия, чернявый!
- Два доллара плюс платок. На палубу летит полиэтиленовый пакет с расшитой косынкой.
- Ладно. Лови деньги. Турист заворачивает пару долларов в полиэтиленовый пакет и бросает вниз. Пакет легкий его сносит на воду, но шустрые арабы быстро гребут по воде и вылавливают бакшиш.
Палубу бомбардируют еще пакетов двадцать с сине-красно-желтым тряпьем. Процесс продолжается сначала. Купаться некогда на крыше теплохода восточный базар. Наконец поднимается Алладин и спрашивает,
- На какую сумму наторговали?
- Долларов на двадцать, все вместе.
Алади берет скатерть, спрашивает,
- Сколько заплатил?
- Десять баксов.
- Смотри сюда, - Алладин смачивает палец слюной и легко растирает рисунок на скатерти в грязные разводы, - Доллар цена.
У наших туристов поголовно отвисает челюсти. Слава тебе, о Алладин! Вовремя пришел. Оставшиеся пакеты летят вниз. Внизу слышится арабская речь, возня, плеск весел, лодка отчаливает и гребет к следующему кораблю, стоящему в очереди для прохождения шлюза.
Оставшееся время мы медленно плывем по водам Священного Нила и осматриваем берега. Пальмы, зелень, белые цапли, тишину прерывает крик журавлей. Мы все поднимаем головы вверх. По небу летит клин больших серых птиц, как в кинофильме «Летят журавли», птицы летят и курлычат! Потрясающее зрелище. Это невозможно забыть. Одновременно тишину прерывает громкий крик осла, которого привели на водопой. Основное транспортное средство местных жителей – ослы.
Эдфу
Утром мы прибыли в Эдфу. Я стала лучше ходить, честное слово, почти прямо держать спину и припадать только на одну ногу. На пристани нас ждали повозки запряженные худыми лошадьми у которых торчат ребра. Одна такая лошадка тащит повозку с четырьмя туристами и возницей. Ужасающее зрелище. Расшитая, раскрашенная повозка, голодный, худющий возница и чуть живая кляча, которая ест не каждый день. Мне стало стыдно сидеть в этой кибитке. Без слез не могла смотреть на лошадей, потом на голодных детей сидящих в пыли на улицах. Мы отдали детям коробки с сухим пайком. Дети дрались до крови за каждую булку, причем девчонки бились наравне с мальчишками.
«На полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу, наиболее внушительный по своим размерам после Карнака. Его сооружение началось при Птолемее Ш в 237 до н.э., а завершилось в 57 г. до н.э. Этот храм считается наиболее хорошо сохранившимся по сравнению с другими храмами. Однако при его обнаружении в 1860 г. он предстал перед глазами Огюста Мариета, одного из директоров Лувра и собирателя коллекции Египетского музея в Каире, в плачевном состоянии. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению.
Храм в Эдфу посвящен богу Хору, сыну Осириса и Исиды и имеет классическую древнеегипетскую архитектуру. Он начинается массивным входным пилоном, втором по размеру во всем Египте. В открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Первый гипостильный зал, украшенный сценами жертвоприношений, имеет 18 колонн. Во втором гипостильном зале, меньшего размера, но более изящном, 12 колонн. Через него путь лежит в святилище, куда в те далекие времена допускались лишь посвященные - великие жрецы и фараон. В святилище сохранился наос, высеченный из цельной скалы (XXX династия). Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о победе Хора, который отомстил за смерть своего отца богу Сетху и его союзникам, изображенным в образе крокодилов и бегемотов.
Надписи на стенах храма Хора - это целый кладезь различных знаний. На них можно найти перечни книг по мифологии, астрономии, географии, и строительству. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей храмов, ссылаясь на мифологические сюжеты и знаменитую книгу строителя пирамид Имхотепа. Там есть рецепты приготовления божественных масел и курений, которые использовались при совершении обрядов.
Храм в Эдфу был взят как образец при оформлении египетского зала Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Весной 1909 г. будущий директор музея И.В. Цветаев ездил в Египет, чтобы познакомиться с его древней архитектурой. По его словам, именно в Эдфу он нашел форму зала, "как нельзя лучше подходящего к нашим размерам» (с)
Ком-Омбо
На следующий день мы прибыли в город Ком-Омбо, где находится второй по размерам храм бога Хора и крокодильего бога Себека. Хромоногая и злая я методично влезала по ступеням наверх. Неугомонный Алладин вещал,
- Мы находимся на древних развалинах в храме бога Хора. В древности здесь водилось много крокодилов, и люди приносили на этом месте жертвоприношения богу – крокодилу, который считался сеятелем зла. Наводнения, землетрясения, засуха – все приписывали кровожадному Себеку и всячески пытались задобрить рептилию. Посмотрите на эти стены! Жрецы писали каждый месяц календарь и время жертвоприношений. Голос из толпы,
- А кого приносили в жертву? Молодых девственниц?
Алладин напрягся,
- Вот в чем нельзя обвинить египтян, это в человеческих жертвоприношениях. Это вам не южные американцы. Задабривали Себека - козами, баранами, коровами. Сейчас мы пойдем к одному колодцу и я расскажу вам, как выбирали жрецов из мальчиков.
Колодец был ужасающих размеров. Метров двадцать глубиной и метров 5-6 диаметром, заполненный водой, который в древние времена кишел крокодилами. Избранных мальчиков жрецы опускали в колодец и наблюдали испугается ребенок или нет, начнет кричать или будет искать выход, а выход в колодце есть, но он неглубоко под водой в стенке. Оказывается, крокодилы были хорошо накормлены и мальчиков не трогали, но дети об этом не знали. Тех, кто, был смел – нарекали жрецом, кто слаб духом – отправляли назад в деревню.
Потом мы посмотрели древние рецепты поднятия мужской потенции, расписанные иероглифами на стенах храма (мужчины долго фотографировали их для последующей расшифровки), потом медицинские инструменты, потом фрески рожающих женщин. В Египте женщины рожали сидя на специальном стуле под пение жрецов и окуривание травами. Затем отправились смотреть три мумии сушеных крокодилов пятиметровой длины.
«Ком-Омбо - населенный пункт в 43 км к северу от Асуана - появился в период расцвета торговли на путях между Красным морем и долиной Нила. Одним из важнейших предметов торговли были африканские слоны, использовавшиеся в армии Птолемеев в качестве рабочей силы.
Храм Ком-Омбо, построенный в греко-римский период, живописно расположен на холме. Он имеет те же элементы, что и другие храмы: открытый двор, обрамленный колоннами, два гипостильных зала. Однако это не совсем обычный храм, он был посвящен одновременно двум богам: Себеку, изображаемому с головой крокодила, и сокологоловому старшему брату Осириса - Хору. Поэтому храм имеет не одно, а два святилища. Святилище Хора находится в северной части храма, а святилище Себека - в южной. Большинство рельефов выполнено при Птолемее XП (80-58 гг. до н.э.). Барельефы храма изображают очищение этого правителя храмовыми божествами. На стенах храма также можно увидеть удивительно точное воспроизведение медицинских инструментов. Это еще раз подтверждает то, что древние египтяне владели тайнами врачевания» (с)
Асуан
«Беляя роза» за эти дни превратилась в «Железную розу». Нас не согнуть! – сияла надпись на каждом лице русского туриста. Экскурсии - это вам не трусы в шубу заправлять (с). Кто попробует нас согнуть, тот в пыли и погибнет. Закопаем. Мы закалились и начали потихоньку приживаться в этой стране. Из Асуана вечером нас должны были отправить на автобусе в Хургаду - отдыхать на море.
Первая экскурсия состоялась в Ботанический сад посаженный в прошлом веке англичанами. Описать эту красоту словами – невозможно. Но самое примечательное на острове живет десятка полтора кошек. Разношерстных и разномастных. Там мой супруг и пропал. В моторную лодку он вернулся весь исцарапанный, но довольный, похоже, ни одна кошка из его лап не увернулась. Затем нас отвезли в Нубийскую деревню. Нубийцы черны, словно ночь и очень гостеприимны. Они поили нас чаем, кормили свежеиспеченными лепешками и черным медом. Рядом на стенке висели разнообразные африканские маски. Вот там было самое интересное, по крайней мере, для меня. В углу комнаты стояли два аквариума с полуметровыми крокодилами. Рептилии лежали не шевелясь. Туристы быстро сфотографировали аквариумы и разошлись кто куда, кто смотреть африканские маски, кто курить кальян, кто фотографироваться с нубийцами, а кто-то и просто отдыхал на скамье. Мы с мужем никак не могли оторваться от крокодилов, наконец, пожилой нубиец заметил это и с непроницаемым лицом подошел к нам. Мне дали в руки детеныша крокодила, который проживает в ведре с водой для забавы туристов. Малыш оказался у меня в ладонях, я выдохнула,
- Какая прелесть!
Сзади раздался женский визг,
- Какая гадость!
Малыш был тепленький, с когтистыми лапками, белым брюшком, желтыми немигающими глазами и молча затих на ладони. Я уткнулась носом в рептилию, Алладин моментально нарисовался рядом и рявкнул,
- Лицо убери! Они иногда щелкают зубами.
Женщины сзади тихо роптали, затем осмелели, детеныш пошел по рукам.
Дети нубийцев заглядывали нам в глаза и просили монетки, пришлось и тут отдавать бакшиш. Взрослые нубийцы очень скромны и приятны. Живут в песках, дома без крыш, максимум несколько пальмовых листьев лежит на месте, где должна быть крыша для тени. Местный туалет – дырка в песке огороженная циновками. Это была самая замечательная экскурсия. Самая экзотичная.
А, потом Асуанская плотина, затем музей папируса, ювелирный магазин – стандартный набор. Все остались пыльные, опапиренные, озолоченные, осеребренные.
«Большинство населения Ком-Омбо и Асуана составляют нубийцы, заметно выделяющиеся темным, почти шоколадным цветом кожи и явно выраженными африканскими чертами лиц. Женщины ходят в черных одеждах, состоящих из свободного платья до пят, головного платка и шали, в которую они закутываются, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Нубийцы, переселенные в Асуан при строительстве высотной плотины, отличаются и невозмутимым нравом. Кстати, это одно из немногих в Египте мест, где не просят "бакшиш". Нубиец будет молча ждать, пока его дадут - если, конечно, сочтут нужным. А нет - значит, нет.
Спокойный, можно сказать, сонный Асуан, раскинувшийся на восточном берегу Нила, можно обойти пешком. Город удивительно уютный и по-своему стильный. Дома в шесть этажей считаются небоскребами.
Основное средство переправы на другой берег Нила или на острова - моторные лодки и парусные фелюги. С их помощью можно добраться до храмов нубийского бога Мандулиса и Исиды на острове Филе, до полуразрушенных гробниц знати Древнего и Среднего царств, монастыря Святого Симеона и мавзолея Ага Хана III»
До последних надо ехать еще и на верблюде, если не боитесь свернуть шею. Впрочем, не бойтесь, вы ее свернете, я, проехала на верблюде, отбитый и мозолистый зад - гарантирован. К тому же верблюды строптивы, и на мое поглаживание холки, верблюд очень даже собирался плюнуть мне в лицо. Он долго и нехорошо жевал, прицеливаясь к моей физиономии. Нубийцы вовремя увели нас с мужем в дом.
«Главная деталь пригородных пейзажей - каменные карьеры, где добывали известняк и асуанский гранит. В одном из них сохранился 1200-тонный недоделанный обелиск с претензией на рекордную высоту - 42 метра. Его, очевидно, собирались отвезти в Фивы (современный Луксор), но поскольку в процессе обработки он в нескольких местах треснул, заготовку так и оставили в карьере.
Вся природа в Асуане будто не тронута человеком. Ощущение явно обманчивое - как-никак две плотины, Нил, изменивший русло, искусственное озеро Насер. Но все же вода здесь - цвета воды, а не "таблицы Менделеева". Чайки вылавливают рыбу. С криком, кстати, довольно противным, пролетают ибисы - священные птицы бога мудрости Тота. На острове Китченера, названного по имени английского консула в Египте, участника суданской кампании 1898 года, разбит ботанический сад, где собраны редчайшие образцы африканской флоры. На выходные туда отправляется едва ли не все население Асуана.
Когда в 60-е годы прошлого столетия Советский Союз стал проектировать для Египта новую высотную плотину в Асуане Каир и Москва, осуществлявшая эту грандиозную стройку, обратились в штаб-квартиру ЮНЕСКО с просьбой помочь в сохранении египетских древностей, которые могли уйти под воду.
С 1972 по 1980 годы была проделана колоссальная работа. Все сооружения, стоявшие на Филе - храм Исиды, павильоны Нектанеба I и Траяна, а также небольшое святилище Хатор времен Птолемея VI, - разобрали на блоки и бережно перенесли на 500 метров в сторону. Здесь, на соседнем, более высоком острове Агилка, древние строения были собраны "обратно". И сейчас только глыба торчащих из воды камней напоминает о прежней топографии.
Небольшие по размерам и довольно скромные храмы Асуана, его ближних и дальних окрестностей могут, пожалуй, разочаровать иных поклонников гигантомании, имевших возможность спускаться в пирамиду Хеопса или бродить по двухкилометровому Карнакскому храмовому комплексу в Луксоре. А те, кто, затаив дыхание от восхищения, разглядывал в Долине цариц фрески в гробнице Нефертари, любимой жены Рамсеса II, выйдут из здешних усыпальниц знати времен Древнего и Среднего царств, недоуменно пожимая плечами. Чего ради, из-за блеклых, полуосыпавшихся картинок карабкаться по крутому склону острова, рискуя переломать себе кости? « (с)