Одно из самых поэтических преданий старого Павловска — легенда о Колоннаде Аполлона. Эту легенду рассказывают по-разному. Смысл всех рассказов сводится к тому, что первоначально Колоннада представляла собой замкнутую, круглую в плане ротонду, установленную на открытом лугу, на высоком левом берегу Славянки. Но однажды жители Павловска проснулись после сильной ночной грозы и увидели разрушенную ударом молнии Колоннаду. Замкнутое коль¬цо было разорвано и обломки колонн и капителей валялись, беспорядочно разбросанные грозой по обе стороны пролома. Однако в таком виде Колоннада оказалась столь живописной, что ее решили не восстанавливать. Просто перенесли на новое место, а романтические обломки разбросали вокруг, придав всему сооружению вид античных руин. Так рассказывает легенда. Что же было на самом деле?
В 1788 году Павел Петрович подарил село Павловское своей супруге Марии Федоровне, которая, впрочем, не без оснований, считала себя истинной ценительницей и покровительницей искусства. Павловский парк, по ее мнению, должен был стать русской обителью муз. По ее замыслу Камерон проектирует величественную колоннаду с бронзовой фигурой предводителя муз Аполлона Бельведерского в центре. Этот прекрасный древний символ красоты, поэзии и искусства и позже не однажды повторялся в Павловском парке — то в образе предводителя священного хоровода муз в композиции Двенадцати дорожек, то в фигуре божественного юноши при входе в загадочные аллеи Новой Сильвии. Но Колоннада Аполлона была первой.
Колоннада — одно из самых совершенных произведений Камерона, как это ни удивительно, не сразу нашла свое место в структуре парка. Первоначально ее собирались установить на левом берегу Славянки, в зарослях кустарника, там, где впоследствии была выстроена Холодная баня. Затем ее решили возвести на высоком берегу, посреди открытого луга, что наиболее полно соответствовало представлениям древних греков о возведении храмов, посвященных Аполлону. Молодые посадки вокруг святилища должны были имитировать священные рощи древности. Именно так первоначально и установили Колоннаду. Но затем, по настоянию Павла, желавшего постоянно видеть храм Аполлона из окон дворцовых покоев, Колоннаду перенесли на новое место, на крутой склон левого берега Славянки, напротив дворца. Камерон решительно воспротивился этой идее, и проект установки Колоннады на новом месте пришлось поручить другому архитектору — Кваренги. Колоннаду, теперь уже стоящую на высоком холме, олицетворяющем легендарную гору Парнас—обиталище Аполлона, дополнили каскадом, который ассоциировался с дарящим поэтическое вдохновение Кастальским ключом. Воплощение этого романтического замысла и привело к катастрофе.
Однажды во время грозы подмытый водами ручья фундамент не выдержал, и часть Колоннады рухнула. А далее все по легенде. Катастрофа действительно придала всей композиции еще больший эффект. Если верить одной сентиментальной легенде, то теперь уже Мария Федоровна, увидев раскрытую в сторону дворца Колоннаду, будто бы воскликнула: «Аполлон хочет любоваться моим дворцом». Колоннаду решили не восстанавливать, и живописно разбросанные грозой обломки оставили на месте их драматического падения. Так сегодня интерпретируют историю с Колоннадой Аполлона. Более осторожно к этому загадочному событию подходили в прошлом. Так, например, Семевский вообще ни о какой грозе и, тем более, о разрушениях, связанных с ней, не упоминает. А такие признанные авторитеты, как Курбатов и Грабарь, считали все эти разрушения сделанными намеренно, чтобы придать Колоннаде более живописный вид. Действительно, и мы знаем об этом, имитация древних развалин в то время была очень модной.