Команы
Современный Коман находится на севере от Сухума в 15 километрах и расположен на левом берегу реки Гумиста, а если быть точнее, у слияния её двух рукавов (восточной и западной).
Местность же, где он расположен и окружающие его села по абхазски назывались как в старину, так и ныне – Гума.
Гума переводится с древне-абхазского (абазского) языка как «на, возьми сердце».
Если посмотреть на Гуму с высоты орлиного полёта, мы заметим местность до удивления похожее на сердце. Сердце образуется от очертания двух рукавов реки Гумисты.
Это место украшено тремя жемчужинами Вселенского характера, тремя светилами христианского мира. Это три храма. Один с востока в честь великого молитвенника и пророка Илии. Второй с запада тоже в честь пророка Илии, и рядом с ним святой источник.
Третий храм с севера назван в честь Пресвятой Богородицы Девы Марии.
Сейчас опустела Гума своим населением.
Мы отправились в Команы на экскурсию от Ботанического сада во второй половине дня. Экскурсия небольшая и длится всего четыре часа, но, сколько интересного за это время нам удалось увидеть и узнать. Рассказ хочется начать с нашего водителя Астамура, экскурсовода и водителя в одном в лице. Астамур, молодой, очень подвижный, горячий абхазский парень, приехал за нами в Ботанический сад, и в его машине уже сидела одна русская семья – муж, жена и двое детишек. Мы быстро разговорились и выяснили, что все мы живём рядом. Они в подмосковном городе Люберцы, мы в Москве. Как только мы все перезнакомились, Астамур повёз нас на экскурсию. Минут десять мы ехали по Сухуму, а потом наша машина вырулила на горную дорогу. Астамур начал свой рассказ:
- Мы сейчас поедем по району, в котором шли наиболее ожесточенные бои. Не пугайтесь, но целых домов здесь, почти не осталось. Во время войны я был мальчиком, мне было всего двенадцать лет, поэтому я не участвовал в сражениях, а был с мамой далеко отсюда, но, - Астамур показал рукой в стекло машины, - именно здесь шли страшные бои. Если мы посмотрим направо, увидим заброшенное грузинское кладбище, сейчас оно заросло и сюда никто не ходит. Кстати, недалеко отсюда находится село, где родился Берия. Если посмотрим налево, увидим абхазское кладбище, оно действующее. Не удивляйтесь, есть у нас могилы и на домашних участках. Именно в этом районе погибло очень много людей. Вы только представьте, мы начали войну с охотничьими ружьями в руках. Буквально отбивались ножами и камнями. Камнем можно легко убить. Только потом, когда появились трофеи, стало легче. На роту приходились всего один-два автомата. Оружие добывали сами, в бою. Очень тяжело было переносить раненых и убитых. Все дороги контролировались грузинами и нам приходилось ночью, козьими тропами выносить своих с поля боя. За независимость Абхазии здесь сражались не только местные жители, рядом с ними стояли русские ребята, чеченцы, осетины, кабардино-балкарцы и другие. Многие поддержали нас и без этого мы не смогли бы одержать победу. Мы абхазы помним это и чтим память обо всех сложивших здесь голову.
- Да-а-а, - задумчиво протянул мужчина из Люберец, - скажи Астамур, наверное, и сейчас в республике оружия хватает?
Астамур оставил этот вопрос без ответа и только показал нам огромный охотничий нож, лежавший в бардачке его машины:
- Это на дикого зверя.
- Не меньше, чем на медведя усмехнулся мой супруг, - есть здесь дикие звери?
- На медведя, - это вы правильно сказали, - усмехнулся Астамур, - в горах всё есть. Кабаны, шакалы, волки, медведи.
Почему так хитро улыбнулся Астамур, когда зашёл разговор о медведе, поясню. Чуть позже, здесь же в Команах, я совершенно случайно подслушала разговор двух местных мужчин, которые, глядя на нашу туристическую группу, говорили между собой:
- Хорошо, что они приезжают. Нам без большого медведя не обойтись.
Не знаю, это было связано с фамилией нашего президента или относилось ко всему русскому народу? Ясно одно, абхазцы благодарны за помощь и ориентируются не на южных, а на северных соседей.
Кстати, наш пожилой экскурсовод-мужчина участвовал в боях, командовал ротой, в его роте воевали четыре абхазских женщины и он очень гордится ими. Как самой большой «почемучке» он рассказал мне, что его рота никогда не отступала, потому что мужчины видя рядом с собой женщин с оружием в руках, просто рвались в бой и буквально закрывали их собой, но тоже быстро свернул эту тему, отправив меня смотреть достопримечательности.
Астамур
